Социальная работа
Описание программы
Актуальность программы обусловлена несколькими факторами: совершенствованием социального образования и повышением требований к качеству вузовского преподавания, изменениями в социальной работе и социальной политике России, внедрением инновационных социальных услуг и оценки их качества, переходом на профессиональные стандарты и государственные образовательные стандарты третьего поколения. Учреждения социальной поддержки сегодня нуждаются в специалистах нового поколения, готовых к смене парадигмы социальной работы, самостоятельной разработке инноваций, их апробации в экспериментальном режиме, рефлексии и выработке критериев оценки качества той или иной услуги. Именно поэтому им необходимы как системные и базовые знания о социальной работе, так и актуальные и специфические знания об инновациях в социальной сфере, последних тенденциях в практике социальной работы.
Кроме того, программа нацелена не только на практикующих специалистов, но и на преподавателей, реализующих образовательные программы в сфере социальной работы. Именно поэтому в программе учтены современные тенденции в социальном образовании, наиболее востребованные студентами методы преподавания, новые требования к профессиональному образованию будущих специалистов по социальной работе.
Вид образовательной программы:
программа профессиональной переподготовки.
Программа предназначена для:
специалистов по социальной работе, профессорско-преподавательского состава кафедр, реализующих образовательные программы по направлению подготовки «Социальная работа».
Содержание программы:
-
Теория социальной работы;
-
Технологии социальной работы с различными категориями клиентов;
-
Конфликтология в социальной работе;
-
Психологические основы социальной работы;
-
Методы исследования в социальной работе;
-
Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций и фандрайзинг в социальной работе;
-
Выпускная квалификационная работа.
По окончании программы Вы будете знать:
-
предназначение своей профессии, иметь стремление к выполнению профессиональной деятельности;
-
основные особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп;
-
основные тенденции развития социально-технологической и диагностической деятельности;
-
основные социальные технологии их классификацию и специфику, а также методы диагностики и оценивания социальных и личностных проблем клиентов;
-
личностные приемы контроля и самоконтроля при использовании социальных технологий, а также способы самозащиты личности;
-
основные социальные технологии их классификацию и специфику;
-
основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе, направленной на повышение адаптационного потенциала клиентов;
-
основные причины, факторы, элементы конфликтного взаимодействия и правила поведения в них;
-
принципы профессионального общения социального работника в конфликтных ситуациях;
-
принципы выявления культурных, этнических, конфессиональных и социальных, особенностей представителей тех или иных социальных общностей в коллективе;
-
должностные и профессионально-этические требования к процессу осуществления профессиональных обязанностей;
-
основные модели СЭВ, стадии эмоционального выгорания, особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий; особенности консультативной работы при СЭВ;
-
особенности использования качественных методов в специальных сферах;
-
базовые принципы анализа результатов научно-исследовательских работ;
-
понятия социально-психологической адаптации, самореализации, преодоления трудных жизненных ситуаций (копинга), личностного потенциала;
-
понятие и специфику деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций.
По окончании программы Вы будете уметь:
-
осознавать социальную значимость своей профессии, иметь стремление к выполнению профессиональной деятельности;
-
выявлять социокультурные, половозрастные, социально-классовые особенности различных категорий клиентов и учитывать их в процессе оказания помощи;
-
правильно подбирать социальные технологии,адекватные решаемым проблемам по оказанию социальных услуг;
-
использовать вертикальные и горизонтальные связи для решения поставленных проблем, опираясь на биографические данные клиентов;
-
разрабатывать проекты, направленные на формирование позитивного имиджа специалистов по социальной работе с индивидами и группами;
-
использовать вертикальные и горизонтальные связи для решения поставленных проблем;
-
разрабатывать проекты работы со случаем психодезадаптационного состояния у клиента;
-
проявлять толерантность и уважительное отношение ко взглядам и мнению окружающих;
-
применять различные технологии для снижения уровня конфликтности ситуации;
-
учитывать культурные, этнические, конфессиональные и социальные особенности в процессе профессионального взаимодействия сотрудников в коллективе;
-
определять необходимость и соответствие профессиональной ситуации предпринимаемых действий, в том числе в нестандартных ситуациях;
-
организовывать и проводить профилактическую и реабилитационную работу на разных стадиях развития СЭВ;
-
анализировать полученные данные с помощью качественных методов;
-
осуществлять анализ первичных и вторичных данных в соответствии с целями и задачами исследованиями;
-
формулировать проблемы адаптации, самореализации и копинга, определять барьеры и факторы развития личного потенциала;
-
обосновывать цели и задачи деятельности некоммерческой организации.
По окончании программы Вы будете иметь владеть:
-
способностью осознавать социальную значимость своей профессии, стремлением к выполнению профессиональной деятельности;
-
навыками анализа социокультурных, половозрастных, социально-классовых особенностей различных категорий клиентов;
-
навыками применения социальных технологий в сфере своей профессиональной деятельности;
-
методиками анализа и формирования общественного мнения об объектах социальной сферы, включая их латентные характеристики;
-
достоверными сведениями о социальных группах и индивидах, которые могу стать объектом применения социальных технологий;
-
методиками анализа и формирования общественного мнения об объектах социальной сферы;
-
технологиями проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе со случаем психодезадаптационного состояния у клиента;
-
навыками профессионального и делового общения в соответствии с принципами и правилами поведения в конфликтных ситуациях;
-
технологиями, направленными на разрешение конфликтных ситуаций;
-
приемами делового взаимодействия и предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе, состоящем из представителей различных культурных, этнических, конфессиональных и социальных сообществ;
-
навыками обоснования значимости принятых решений и проведения работы над собственными ошибками в ходе осуществления профессиональной деятельности;
-
навыками организации благоприятного социально-психологического окружения, консультативно-психологической помощи, техниками управления стрессом;
-
навыками анализа полученных данных с помощью качественных методов;
-
различными методиками анализа научно-исследовательских работ в социальной сфере;
-
методиками оценки, приемами выявления слабых и сильных индивидуально-психологических особенностей с целью их совершенствования;
-
владеть знаниями в области правового регулирования целевых групп и актуальных технологий коммуникации НКО.
Продолжительность программы:
-
учебная программа: 256 часов;
-
продолжительность обучения: 3 месяца.
Форма обучения:
Выдаваемые документы:
-
диплом о профессиональной переподготовке Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.